Коллекция: нетрадиционная форма бизнеса

3 марта, 2015

Рыночные отношения – мощный катализатор экономики. Какие только области они ни оживляют и ни трансформируют. Даже такую экзотичную, как коллекционирование.

Именно в последнее время в стране стал активно формироваться и развиваться вторичный рынок искусства и коллекционирования. Но развивается он не благодаря государству. А пока что вопреки. Так считает президент Союза коллекционеров России Александр Никишин.
– К сожалению, на данном этапе развития российского общества финансовые институты не воспринимают коллекции как ценность. С их позиции они неликвидны. Пока государственные власти не понимают, что собиратели, создавая свои коллекции и оставляя их после себя стране, сохраняют культурное наследие. Необходимо привлечь внимание общества, чтобы изменить отношение государства к коллекционеру. Сегодня заниматься коллекционированием – себе в ущерб.
 
И все же многие занимаются. Коллекционирование – это увлекательное и кропотливое занятие, которое предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства. Каких только нет коллекций и чего только в них нет. Экзонумия (знаки, не имеющие статуса денег). Скрипофилия (утратившие ценность ценные бумаги). Фишки казино (финансовые атрибуты, используемые в игорных заведениях). Токенофилия (жетоны). Сигнуманистика (нашивки и шевроны). Фалеристика (ордена, медали, значки). Железнодорожная фалеристика. Филобутонистика (пуговицы)…
Но самые популярные и распространенные во всем мире коллекционеры – филателисты. В России создана Национальная академия филателии, которая занимается продвижением коллекционирования почтовых миниатюр в современных рыночных условиях. Возникла форма филателистического бизнеса, стали проводиться тематические выставки, филателистические аукционы и салоны.
Как любой предмет коллекционирования, почтовые марки имеют свою стоимость: их покупают, меняют и продают. Но вот комплексных мероприятий, базирующихся на серьезном научном подходе, посвященных филателии, еще не проводилось. Только на уровне частных встреч и единичных семинаров.
– Международное коллекционирование почтовой миниатюры как бизнес давно развито во всем мире, – отмечает президент Национальной академии филателии России, действительный член Европейской академии филателии, член Лондонского королевского филателистического общества Андрей Стрыгин. – В странах Европы на протяжении многих лет издаются каталоги и специализированная литература. Постепенно комплексные проблемы инвестирования в филателию стали объектом внимания бизнесменов: ежегодно для инвесторов и коллекционеров проводятся коллекционные конгрессы. Созданы частные фонды, изучающие вопросы взаимосвязи роста и развития филателистического рынка с рынком ценных бумаг.
 
Ценная марка все заметнее приближается к акции, цена которой может возрастать с каждым годом в несколько раз, и представляет собой элемент ценных бумаг. Наследственное коллекционирование также широко распространено в Европе и имеет инвестиционную составляющую филателистического рынка. Проблема филателистических активов и их капитализации является как вопросом частных коллекционеров, так и национальных ассоциаций филателистических дилеров, выступающих регулятором филателистического рынка.
Любопытны данные интернет-ресурса molotok.ru. Там оборот только обмена марками в 2012 году достиг 2,8 млрд рублей. И по всем показателям только нарастает: в 2013 году будет увеличение на 30%. Число лотов по маркам перевалило за 1 млн, а по открыткам дошло до 700 тыс. Причем торговля и обмен идут в on-line режиме. Люди даже физически не встречаются между собой.
Для сравнения: в Финляндии, по мнению одного из известных филателистов Олега Владимирского, оборот рынка марок достигает 20 млн евро, а в Германии и Франции – на порядок больше. Но самой лидирующей страной по собирательству всего и вся давно стали США. Возможно, здесь сказывается все большее желание американцев смотреть и рассматривать, чем изучать и читать.
– Потенциальные возможности коллекционирования нужно изучать, – считает холдинг-директор Торгового дома «Библио-Глобус», президент НП «Гильдия книжников» Борис Есенькин. – Процесс собирательства представляет собой исторический срез развития общества, его истории. Без меценатства в этом вопросе достаточно сложно продвигаться. Коллекционирование и труд коллекционера должны находить поддержку и поощрение государства. У коллекции есть немало очень полезных обществу функций. Начиная от просветительской, исторической и даже воспитательно-педагогической, когда появившееся увлечение направляет молодежь в доброе русло вместо обретения вредных привычек. Если Государственная Дума найдет в себе силы создать закон о коллекционировании, то хорошо бы в нем разработать стимулы развития этой нетрадиционной отрасли как по налогообложению, так и по поощрению коллекционеров. Ведь они закладывают фундамент российской культуры. 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *