Мировой филателистический рынок и международный филателистический бизнес

1 января, 2014

Термин «филателия» содержит два греческих понятия: phileo —люблю и ateleia — освобождение от оплаты, т.е. филателия — это любовь к зна­кам, освобождающим от почтовой оплаты. Именно такая функция и была заложена в первые почтовые марки, появившиеся на свет в 1840 г. в Велико­британии в ходе претворения в жизнь общенациональной почтовой реформы, которая по замыслу ее инициатора Р. Хилла должна была упрос­тить процесс оплаты почтовой корреспонденции. Ранее оплату осуществ­лял получатель письма при его вручении почтальоном. Более эффективным и экономичным было взимать авансированную фиксированную в зависи­мости от веса письма оплату его отправителем, а квитанцией, подтверж­дающей реализацию всех фискальных операций, должна была стать почтовая марка, приклеиваемая к конверту и гасящаяся в целях предотв­ращения ее повторного использования почтовым штемпелем с датой от­правки.

Успех нововведения Р. Хилла быстро сказался на повышении соби­раемости почтовой оплаты за пересылку корреспонденции и позволил зна­чительно упростить все денежно-фискальные операции, что в самом скором времени вызвало широкое распространение почтовых марок в ряде госу­дарств. Первая российская почтовая марка была введена в обращение с начала 1858 г., а в 1874 г. был уже учрежден Всемирный почтовый союз (ВПС), вошедший впоследствии на правах специализированного учреж­дения в состав ООН, регламентировавший международный порядок оплаты при отправке почтовыми марками всех видов корреспонденции.

Повсеместное появление почтовых марок повлекло за собой внима­ние к ним со стороны многочисленных коллекционеров, первые объеди­нения которых возникли уже в середине XIX в. в Великобритании и во Франции. Немного позже клубы и кружки филателистов появились в Гер­мании и некоторых других европейских странах. Первые объединения российских филателистов были оформлены как Московский и Санкт-Петербургский филиалы Международного дрезденского общества фила­телистов в 1883 г.

Естественно, что увлечение филателией в Европе повлекло за собой формирование специализированной сети торговли почтовыми марками и сопутствующими товарами, т.е. альбомами для их хранения, каталогами и рядом других принадлежностей постоянного коллекционерского обихода. Первые зарегистрированные торговцы филателистической продукцией обосновались в Лондоне в районе Стрэнда, а также по улице Шсрше-мили в Брюсселе и в предместье Елисейских полей — Фобург де Шамп Елизе, неподалеку от Президентского дворца. Впоследствии в Париже возник еще один торговый центр — филателистический рынок «Марше о’тэмбр» по­близости от здания Парижской биржи. Именно в этих трех европейских столицах в 70—80-е годы XIX в. возникают и первые специализирован­ные филателистические фирмы и торговые дома — «Теодор Шампион» во Франции, «Стенли Гиббоне» в Великобритании и «Жорж Моэнс» в Бель­гии. Два первых из них сохранились до настоящего времени и многократно увеличили объемы своего оборота, включив в сферу своей деятельности выпуск специализированных каталогов, филателистических журналов, иллюстрированных альбомов для почтовых марок и т.п.

В итоге к последней четверти XIX в. в Европе, а также в ряде госу­дарств Америки, и прежде всего в США, сложилась прочная инфраструк­тура бизнес-филателии, профессионально ориентированная на удовлетво­рение самых разнообразных запросов коллекционеров.

Первоначально филателисты ограничивались торгово-посредниче-скими контактами с торговцами марок в своих странах. Однако по мере распространения увлечения филателией в мире, а также с развитием ее научной базы поиск требуемых материалов становится повсеместным, что повлекло развитие не только широких и постоянных международных контактов между коллекционерами, но и деловых связей между филателисти­ческими торговыми домами и фирмами. К началу XX в. в мире сформиро­вались три общепризнанных филателистических бизнес-центра — в Лон­доне, Париже и Нью-Йорке. Потом к ним добавились Брюссель, Турин и Мадрид, в послевоенное время — Гонконг, ставший филателистическим бизнес-лидером Азиатского региона.

Сегодня более 75% мирового филателистического товарообмена про­исходит через названные центры. Через них ведется международная торговля как почтовыми новинками, чем занимаются непосредственно национальные почтовые агентства, так и торговля на вторичном филате­листическом рынке, где лидерство держат американская фирма «Скотт», французские «Теодор Шампион» и «Тэмбропресс», английская «Стенли Гиббоне» и испанская группа «Афинса».

Особую сферу международного филателистического бизнеса занимает аукционная торговля редкими материалами. Первые филателистические аукционы прошли еще в 60—70-х годах XIX в. в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Цюрихе. Постепенно с развитием спроса на эту продукцию свои филателистические департаменты образовали такие все­мирно известные английские аукционные дома, как «Сотбис» и «Кристи». Однако основной объем международной филателистической аукционной торговли происходит сегодня в Швейцарии, где лидируют такие специа­лизированные филателистические аукционные дома, как «Дэвид Фельд­ман» и «Коринфила». Объемы торгов этих фирм ежегодно колеблются от нескольких десятков до сотен миллионов швейцарских франков, а их итоги ежегодно публикуются в специализированном итальянском издании «Болаффи-аукцион».

На крупных филателистических аукционах идет оборот не только многомиллионных сумм, но и филателистических раритетов мирового значения. Так, рекордные продажи в конце XX в. были связаны с торгами вокруг первых конвертов острова Маврикий 1847 г., один из которых был продан почти за 1,5 млн дол.

В XX в. была разработана особая правовая сфера международного обмена почтово-филателистическими раритетами, регламентирующая как порядок их провоза через государственные границы, так и вес таможенно-фискачьные операции. Вследствие длительной изоляции советской Рос­сии на мировом филателистическом рынке эта отрасль таможенного права у нас до еих пор не разработана. Более того, по действующему законода­тельству вывоз из страны ряда редких филматериалов, отнесенных к кате­гории национального культурного достояния, запрещен, а на экспорт других товаров требуется специальное разрешение Министерства культуры и информации.

Особняком на мировом филателистическом рынке стоят национальные почтовые ведомства, предлагающие филателистам всех стран мира абонемент-подписку на текущие новинки. Масштабы торговли почтово-филатслистическими новинками для отдельных небольших стран состав­ляют весьма существенный источник пополнения национального бюджета. Так, Лихтенштейн на 10% свой бюджет пополняет именно за счет экспорта почтовых марок, а самое маленькое в мире государство-княжество Мона­ко — почти четверть национального бюджета формирует за счет торговли почтовыми марками, сопоставимой для него по своим объемам с суммами поступлений от офшорной деятельности.

Самостоятельно, через специализированные торговые фирмы на мировом филателистическом рынке выступают, как правило, лишь про-мышленно развитые государства, тогда как для развивающихся стран эту функцию на себя берут посреднические структуры. Самыми известными по масштабам деятельности из них являются Коронное филателистиче­ское агентство в Великобритании, представляющее на международном рынке интересы почтовых администраций самоуправляемых территорий, находящихся под короной Великобритании: Генси, Джерси и Мэна, а также других 12 аналогичных британских территорий. Другим, не менее извест­ным агентством является американская частная фирма «Межправитель­ственная филателистическая корпорация», которая получила лицензион­ное право от более чем 80 национальных почтовых администраций развивающихся государств Америки, Азии, Африки и Океании на право разработки их эмиссионной политики и приоритетной торговли филате­листическими новинками.

Подобная практика чисто коммерческого характера нередко негатив­но сказывается на развитии мировой филателии, поскольку организует многочисленные и разнообразные по тематике выпуски почтовых марок, ориентированных на молодежь, далеко не всегда учитывая реальную конъ­юнктуру этого рынка.

С распадом СССР несколько постсоветских республик, в первую оче­редь Казахстан и Молдавия, попали в сферу опеки подобных мультинацио-нальных филателистических корпораций, одна из которых — немецкая фирма «Германн Ролл» в течение нескольких лет жестко контролировала этот рынок, первоначально получив эксклюзивное право торговли всеми новинками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *